Заурядный гений Николай Гриценко
Михаил Панюков
Николая ГРИЦЕНКО называли гением еще при жизни. На спектакли с его участием стояли часами. К сожалению, в кино ему так и не удалось сыграть ту единственную роль, которая делает артиста поистине народным: своего Штирлица, Чапаева или Шерлока Холмса. Но даже самый маленький эпизод он превращал в шедевр. Фашистский генерал в «Семнадцати мгновениях весны», надменный Каренин в «Анне Карениной», заговорщик Сперанский в «Адьютанте его превосходительства», а также бароны, солдаты, гусары и шпионы удавались ему одинаково блестяще.
Москва, 1963 год. На сцене Вахтанговского театра идет культовый спектакль «Турандот» — в зале яблоку негде упасть. Здесь же и режиссер — Рубен Симонов. Он напряженно наблюдает за Николаем Гриценко, исполняющим роль Тартальи. Перед представлением Симонов попенял любимцу публики: «Николай, мы уже 10 спектаклей сыграли, а вы все один и тот же текст произносите. В «Турандот» нужно импровизировать!»
И вот Гриценко вальяжно выходит на первый план: по сценарию, Тарталья знакомит всех артистов с залом. Показывает на юного Василия Ланового в облике принца Калафа и выдает:
Семен Михайлович Буденный…
Василь Семеныч Лановой…
Один рожден для жизни конной,
Другой для жизни половой!
Скандал был грандиозный. «Я запрещаю вам импровизировать, слышите?!» — орал красный от гнева Симонов на безмятежного Гриценко… «Мне кажется, что он сам иногда удивлялся, куда его выносило собственное подсознание», — со смехом вспоминал о великом партнере Лановой.